О саморегулировании

Саморегулирование введено в строительной отрасли России в 2009 году с целью заменить действовавший ранее институт лицензирования. С 1 января 2010 года на всей территории Российской Федерации отменено действие ранее выданных строительных лицензий. Для того, чтобы продолжить законно вести профессиональную деятельность компании, государственные организации, индивидуальные предприниматели должны вступить в саморегулируемые организации (строительные, проектные, изыскательские СРО) и получить свидетельства о допуске к работам.

 

В соответствии с Федеральным законом № 148, саморегулируемые организации (СРО) — это некоммерческие организации в форме некоммерческих партнерств, членами которых являются лица, ведущие деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений (СРОИ), по проектированию зданий и сооружений (СРОП), по строительству зданий и сооружений (СРОС). Законом определены требования к минимальному количеству членов: не менее 50 членов для СРО в области инженерных изысканий и проектирования, не менее 100 — для СРО в строительстве.

 

Государственный надзор

Государственным органом, который регулирует деятельность СРО, является Ростехнадзор. Его основные полномочия:
• Надзор за деятельностью СРО:
— плановые проверки раз в два года;
— внеплановые проверки СРО на основании заявлений физических и юридических лиц, органов государственной власти, правоохранительных органов.
• Ведение государственного реестра СРО.
• Ведение государственного реестра членов СРО.

 

 

Национальные объединения

В соответствии с Федеральным законом, созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций изыскателей, строителей и проектировщиков. Основными функциями Национальных объединений являются:
• Обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно: инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов;
• Представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
• Формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области: инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта;
• Защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
• Рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб соответствующих региональных СРО.

 

Основные функции саморегулируемых организаций
• Выдача допусков к производству работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Принятие правил контроля в саморегулировании, установление
• системы мер ответственности и порядка применения дисциплинарных мер.
• Разработка Стандартов и Правил саморегулирования;

 

Уровни материальной ответственности

Одной из важнейших целей внедрения института СРО в строительстве является создание четкого механизма возмещения вреда, причиненного третьим лицам. Система саморегулирования предусматривает трехуровневую схему материальной ответственности.

 

Первый уровень — собственные средства компаний, входящих в СРО. В случае нанесения компанией ущерба, СРО будет требовать от своего провинившегося члена возмещения убытков пострадавшей стороне за счет собственных средств компании.
Второй уровень — компенсационный фонд, который в обязательном порядке формируется из целевых взносов членов СРО
Третий уровень — страхование. Саморегулируемые организации вправе принять правила об обязательном страховании гражданской ответственности своих членов, которые одновременно позволяют уменьшить отчисления в компенсационных фонд.

 

Статистика

К середине 2012 года, в Российской Федерации зарегистрировано и функционирует более 450 саморегулируемых организаций, из которых:
• в сфере строительства — 251 организаций
• в сфере проектирования — 173 организаций
• в сфере инженерных изысканий — 33 организаций

 

Государственный реестр саморегулируемых организаций

 

СРО в строительстве — прочная основа для стабильного развития проектного и строительного рынка России. Основная задача внедрения системы саморегулирования в строительстве — повышение качества строительных, проектных работ и рост уровня безопасности жизни и здоровья граждан.