Контакты

  • Адрес:
    Мишина ул., д. 56, стр. 2, Москва, 127083

  • Тел./факс:
    +7 (495) 662-47-19

  • Электронный адрес:
    info@mrsp.ru

Ссылки

Ростехнадзорул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1, г. Москва, 105066 +7 495 645-94-79 доб. 25-33 rostehnadzor@gosnadzor.ru

Минстрой Россииул. Садовая-самотечная, д. 10/23, стр. 1, г. Москва, 127994 тел.: +7 495 734-85-80 факс.: +7 495 734-85-90

Национальное Объединение Проектировщиков и Изыскателейул. Новый Арбат, дом 21, этаж 18, г. Москва, 119019 Тел.: +7 495 984-21-34 Факс: +7 495 984-21-33 info@nopriz.ru

Национальное Объединение Строителейул. Малая Грузинская, д. 3, г. Москва, 123242 Тел./факс: +7 495 987-31-50 info@nostroy.ru

Михаил Посохин: В рамках Национального объединения проектировщиков уже сделано много, но предстоит сделать еще больше

Об основных проблемах и актуальных путях развития проектной отрасли рассказал в ходе беседы вновь избранный президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин.

- Михаил Михайлович, как вы оцениваете итоги прошедшего 24 октября Съезда Национального объединения проектировщиков?


- Работу съезда и его итоги оцениваю положительно. Была проведена колоссальная работа в плане подготовки съезда, конструктивно  прошло и само мероприятие. Я благодарен за высокую оценку моей работы на посту президента НОП и за оказанное мне доверие руководить объединением последующие два года. В дальнейшем я буду также направлять свои усилия на решение обозначенных съездом проблем: сплочение архитектурно-проектного сообщества, всемерное развитие и совершенствование института саморегулирования в проектной отрасли. Особо хочу подчеркнуть, что в своей деятельности я буду, как и прежде, опираться на совместную работу с Советом, комитетами НОП и окружными конференциями. Только слаженная работа всех звеньев проектного сообщества может дать хорошие результаты.

- На ваш взгляд, разногласия на Съезде касались общих, принципиальных вопросов работы НОП, либо дискуссии велись о частных моментах вашей каждодневной работы?

- Национальному объединению проектировщиков на сегодняшний момент три года, это, по сути, детский возраст. Очевидно, что за такой короткий срок все проблемы, накопившиеся в сообществе, решить невозможно. Однако принципиальных разногласий, касающихся работы НОП, на съезде не было.

Есть проблемы у проектировочных организаций: падают объемы заказов, не хватает квалифицированных специалистов, остро стоит вопрос с занижением стоимости проектных работ. Отчасти усилил проблемы и экономический кризис в стране. Эти вопросы поднимались на Съезде в рабочем порядке, в ходе конструктивных дискуссий. Национальное объединение работает над решением каждой из вышеперечисленных проблем.

- Удалось ли вам на посту президента НОП в период с 2010 по 2012 годы решить все задачи, которые вы ставили перед собой и Объединением в начале своего первого срока?

- Думаю, удалось. В частности, в развитие основных направлений деятельности НОП, предусмотренных Уставом объединения, разрабатывается проект Концепции стратегии развития проектной деятельности в условиях саморегулирования до 2020 года. Проведена и ведется работа в области технического регулирования, введения негосударственной экспертизы, повышения квалификации кадров, изменения подходов к ценообразованию на проектные работы, оптимизации состава проектной документации, усиления роли Национального объединения в регионах.

В последние два года НОП принимает непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства и нормативных правовых документов. Только за 2011 – 2012 годы Комитетом по законодательному и правовому обеспечению деятельности СРО и другими комитетами НОП совместно с профессиональным сообществом проектировщиков подготовлены конкретные инициативные предложения к 36 проектам федеральных законов, из которых вступили в силу уже 8 федеральных законов.

Помимо этого, Национальное объединение проектировщиков в соответствии с Соглашением с Минрегионом России принимает активное участие в работе по актуализации СНиПов, разработке сводов правил и гармонизации российской и европейской систем технического нормирования (всего разработано и находится в разработке более 20 документов). Учитывая, что именно проектировщики являются основными пользователями нормативных документов, от качества последних зависит качество проектирования и безопасность строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Поэтому в  2011 году Национальным объединением было софинансировано выполнение работ по актуализации СНиПов, разработке сводов правил и национальных приложений к Еврокодам на общую суму 13,5 млн рублей. В 2012 году в соответствии с решением Совета НОП заключен договор на софинансирование  выполнения работ по дальнейшей актуализации СНиПов, разработке межгосударственных строительных норм и проведению экспертизы национальных приложений к Еврокодам на общую сумму 21,95 млн рублей.

Совершенствование  российской нормативной базы, сближение требований Еврокодов с российскими нормами, создание единой нормативной базы Таможенного союза (технического регламента Таможенного союза  «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий») и доказательной базы Регламента является одним из приоритетных направлений деятельности Объединения.

Считаю, что поставленные задачи успешно решались и работа по всем вышеперечисленным направлениям ведется непрерывно.

- Какие планы еще остались на будущее? Что предстоит сделать в ближайшие два года вам лично, как вновь избранному президенту НОП, и Национальному объединению проектировщиков как общественной организации?

- В этом году особого внимания требует работа над такими законопроектами как: «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части вопросов саморегулирования), «О федеральной контрактной системе», а также проект закона о повторно применяемой иностранной проектной документации и ряд других проектов в области архитектурно-строительного проектирования.

Именно эти законы определили нормы регулирования различных видов деятельности в период формирования системы саморегулирования. К изменению законодательства о саморегулировании у нас двойственное отношение. С одной стороны, для нашей деятельности необходима стабильность законодательства, с другой стороны требуется законодательное урегулирование таких вопросов, как усиление ответственности саморегулируемых организаций, обеспечение информационной открытости их деятельности, установление критериев добросовестности деятельности саморегулируемой организации, введение ответственности государственных органов контроля (надзора) за нарушение требований законодательных и нормативных правовых документов и урегулирование других ныне существующих проблем.

Кроме того, нам предстоит многоплановая работа по реализации распоряжения Правительства  Российской Федерации по «дорожной карте» в части решения вопросов по упрощению процедур начала строительства, развития института негосударственного строительного надзора, поэтапной отмены экспертизы проектной документации, модернизации системы технического регулирования (создание системы применения европейских и межгосударственных стандартов).

Для нашего профессионального сообщества чрезвычайно важно сформировать эффективную и непротиворечивую нормативную правовую базу в области конкретной профессиональной деятельности. Позиция Национального объединения проектировщиков по проектам законов в области саморегулирования, основанная на мнении саморегулируемых организаций, озвучена на парламентских слушаниях. Соответствующие предложения по законопроектам направлены в комитеты Госдумы.

- Расскажите подробнее о перечисленных вами законопроектах.

- Сейчас особого внимания требуют вопросы совершенствования законодательства о размещении заказов при проектировании. Пока что госзаказы на выполнение проектных работ слишком часто становятся объектами перепродажи. Национальное объединение подготовило конкретные предложения по изменению законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупки товаров, работ и услуг», направленные на защиту интересов проектных организаций, в том числе в части совершенствования норм о размещении заказов, введения дополнительных требований по предквалификации. Поправки к данному проекту закона были направлены в федеральные органы исполнительной власти и в профильный комитет Госдумы.

Особое внимание хотелось бы обратить на законопроект о применяемой повторно иностранной проектной документации. Исключение отрицательного воздействия норм этого законопроекта на развитие строительного комплекса, создание равных конкурентных условий для российских и иностранных предпринимателей на отечественном рынке в условиях вступления России в ВТО является лейтмотивом предложений Национального объединения по данному законопроекту. Предложения по законопроекту направлены в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству.

Следует отметить ряд других чрезвычайно важных законопроектов в области архитектурно-строительного проектирования, связанных с внесением изменений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и  в Градостроительный кодекс РФ. Они касаются введения саморегулирования профессиональной деятельности архитекторов, возрождения института ГИПов и ГАПов, создания единой нормативной системы градостроительного проектирования. По этим законопроектам мы получили предложения саморегулируемых организаций по изменению концепции данных документов и передали их в Экспертный совет Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, а также в федеральные органы исполнительной власти.

Среди законопроектов, работа над которыми велась в 2011 – 2012 годах, следует отметить законопроект об уменьшении платежей в страховые фонды для плательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения. Разработка этого документа осуществлялась непосредственно в Национальном объединении в инициативном порядке. К сожалению, в прошлом году этот законопроект не был поддержан в Правительстве РФ. В настоящее время Национальное объединение обратилось в Минрегион России и к ряду депутатов ГД РФ с просьбой о поддержке внесения этого законопроекта для рассмотрения в Госдуме. Так что планов много и нам предстоит в ближайшие годы решать достаточно глобальные вопросы.

- «Больная» тема отрасли – «коммерческие» СРО, особенно в сфере строительства и инженерных изысканий. Насколько остро данная проблема стоит перед профессиональным сообществом проектировщиков?

- Действительно, в строительном сообществе существует проблема коммерческих СРО. Когда есть здоровый, действенный организм, каким является саморегулирование, всегда найдутся и паразитирующие элементы. Это закон природы. И «коммерческие» СРО существенно мешают развитию отрасли. В частности, наносят большой ущерб качеству и безопасности работ. На мой взгляд, сегодня проблема «коммерческих» СРО перед проектным сообществом стоит менее остро, чем перед строительным, но проблема есть.

Работа, которая велась Национальными объединениями по внесению поправок в различные законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность СРО и национальных объединений, была направлена на достижение информационной открытости и публичности СРО. Это может существенно осложнить деятельность «коммерческих» саморегулируемых организаций.

- В России много говорят о низком качестве проектирования и строительства. На ваш взгляд, в чем корни этой проблемы и какие меры необходимо предпринять в первую очередь, чтобы справиться с ней?

- Действительно, сегодня есть претензии к качеству проектирования. На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, это демпингование при проведении тендеров и конкурсных торгов. Занижение стоимости проектных работ сказывается на качестве их выполнения, и, как следствие, на престиже профессии.

Любой профессиональный проектировщик знает базовую цену проектных работ и понимает губительную силу их занижения. Сегодня многие проектные организации работают практически в убыток себе, профессионалы уходят в другие сферы экономики, падает престиж профессии. Еще раз повторюсь, что требуют решения вопросы совершенствования законодательства о размещение заказов при проектировании, поскольку в результате действующей системы заказы на выполнение проектных работ слишком часто становятся объектами перепродажи. Мы выступаем за проведение двух стадий конкурсного отбора для участия в торгах на получение государственного заказа, а также за установление объективной базовой стоимости проектных работ и запрет на ее снижение.