Контакты

  • Адрес:
    Мишина ул., д. 56, стр. 2, Москва, 127083

  • Тел./факс:
    +7 (495) 662-47-19

  • Электронный адрес:
    info@mrsp.ru

Ссылки

Ростехнадзорул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1, г. Москва, 105066 +7 495 645-94-79 доб. 25-33 rostehnadzor@gosnadzor.ru

Минстрой Россииул. Садовая-самотечная, д. 10/23, стр. 1, г. Москва, 127994 тел.: +7 495 734-85-80 факс.: +7 495 734-85-90

Национальное Объединение Проектировщиков и Изыскателейул. Новый Арбат, дом 21, этаж 18, г. Москва, 119019 Тел.: +7 495 984-21-34 Факс: +7 495 984-21-33 info@nopriz.ru

Национальное Объединение Строителейул. Малая Грузинская, д. 3, г. Москва, 123242 Тел./факс: +7 495 987-31-50 info@nostroy.ru

FIDIC доберется до России

 

В конференц-зале ИТАР-ТАСС состоялся круглый стол на тему «Строительная отрасль — на пути интеграции в ВТО: возможности и риски. Опыт Международной Федерации инженеров-консультантов FIDIC». 

Своим экспертным мнением поделились Энрико Винк (исполнительный директор FIDIC) и Кай Мёллер (член исполкома FIDIC). С Российской стороны на вопросы участников отвечали Леонид Кулаков (начальник службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга) и Станислав Логунов (директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы»). Модератором встречи стал Олег Кащенко (председатель совета некоммерческого партнерства российских дорожных проектных и изыскательских организаций «РОДОС»). 

Напомним, что в середине 60-х годов FIDIC, совместно с Всемирным банком, разработали и создали «Красную книгу», которая представляет собой «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства». Сразу же она была рекомендована для всеобщего применения и успешно использовалась при строительстве объектов, при этом только после проведения международного конкурса предоставлялся строительный подряд. Именно в 60-е впервые в мировой практике был реализован механизм учета особенностей национального законодательства и специфики каждого объекта строительства. Эта задача была решена путем деления «красной книги» на две части: «Общие условия контракта» и «Условия для особого применения». До этого же не существовало никаких типовых условий, специально разработанных с целью регламентации международных контрактных отношений в строительстве. Что очень ценно. Типовые условия контрактов, изложенных в «Красной книге», непрерывно совершенствовались и к данному моменту изложены в четырех изданиях. 

Всех присутствовавших на конференции (а это и представители Союза строителей Санкт-Петербурга, ЗАО «Охта центр», представители инжиниринговых компаний SWECO (Швеция) и POYRY (Финляндия)) интересовали несколько вопросов. Главный из них – использование на территории России контрактов FIDIC, которые признаны стандартом во всем цивилизованном строительном мире. 

Дело в том, что Российская федерация является одним из немногих государств, в которых нет структуры FIDIC, а зарегистрированная в 2006 году «Русская ассоциация инженеров-консультантов», в которую вошли 12 организаций, объективно не в состоянии эффективно работать, и тем более, представлять инженерное сообщество России. 

Как было отмечено, данные контракты требуют адаптации под существующие Российские законы. Причем на конференции представители российских компаний не раз подчеркивали, что сейчас одной из приоритетных задач является плавное реформирование существующего законодательства в строительной области. 

Серьезной проблемой для нашей страны является нехватка квалифицированных кадров, которые бы осуществляли четкое исполнение условий контрактов — этим во всем мире занимаются инженеры-консультанты. 

Тут же экспертов FIDIC попросили пояснить, какова же роль такого рода специалистов и чем инженер-консультант отличается от проектировщика. Энрико Винк и Кай Мёллер уточнили, что инженер-консультант работает с заказчиком и подрядчиком напрямую. Его задача – контролировать исполнение всех пунктов договора, а именно соблюдение сроков, контроль за строительством именно того объекта, который указан в контракте. В случае необходимости такого специалиста привлекают к участию в разрешении споров, вплоть до судебных разбирательств в рамках строящегося проекта — инженер-консультант высказывает свое независимое экспертное мнение. 

Такой специалист должен понимать не только техническую часть вопроса, но иметь навыки управленца. 

Одна из основных задач инженера-консультанта, — снижение стоимости проекта. Чем ниже итоговая стоимость работ, тем больший бонус за это получит инженер-проектировщик. Вообще же, помимо бонуса, как правило, такой специалист получает не менее 3% от итоговой стоимости проекта. 

Кроме того, собравшиеся с интересом обсудили вопрос о вхождении России в ВТО. Было отмечено, что этот факт подстегивает необходимость скорейшей интеграции России в мировое экономическое пространство. Один из секторов, в котором это будет происходить — строительный, при этом инженерное сопровождение является важнейшей его частью. 

В свете этого, Министерство транспорта предусмотрело необходимость внедрения в российскую практику дорожных контрактов FIDIC и вопрос расширения участия иностранных инженеров в реализации транспортных проектов в рамках общепринятой мировой практики. 

На основе этого, Саморегулируемые организации РОДОС, которые являются головными в сфере дорожного хозяйства России, приняли решение о вхождении в FIDIC в качестве полноправного члена Федерации. Технические вопросы о подобном взаимодействии будут обсуждены в ближайшее время.