Петербургу необходимо второе транспортное «кольцо». Об этом говорят даже проектировщики первой КАД. Объясняя малые мощности еще недостроенной кольцевой тем, что проектировалась она 10 лет назад, и тогда никто не предполагал такого роста транспортного потока.
В Петербурге, предвидя масштабные заторы, два года назад, не дожидаясь специального распоряжения, был создан координационный совет по развитию транспортного узла, который стал разрабатывать проект КАД-2. Но для того, чтобы автомагистраль стала реальностью, нужен федеральный закон. Только по предварительным подсчетам, дорога обойдется в 265 миллиардов рублей. Такие деньги есть только у федерального центра.
Проектировщики первого и пока единственного «кольца» вокруг Петербурга дают пессимистичные прогнозы: уже через пять лет автомобилистов ожидают серьезные заторы на КАДе, а на отдельных участках и полная остановка движения. Что, впрочем, случается и сегодня даже при небольших авариях. Чтобы избежать неминуемого коллапса, нужно строить второе «кольцо».
По предварительным расчетам разработчиков, эта трасса будет протяженностью 190 километров и должна расположиться между так называемой бетонкой и существующим «кольцом» на расстоянии от него где-то 15–20 км.
По сути, это будет не «кольцо», а радиально-дуговая магистраль. Начнется она севернее Зеленогорска, пройдет по зеленым массивам, обойдет Токсово, проследует северо-западнее Всеволожска, но в непосредственной близости от него. Потом минует поселок Понтонный (в районе этого населенного пункта через Неву должны построить мост). Далее магистраль пройдет южнее поселка Коммунар и севернее Гатчины, выйдет к Бронке. Там по участку КАДа, дамбе и ЗСД вернется в Курортный район.
Именно такой вариант прохода трассы авторы считают целесообразным с разных точек зрения. И не видят смысла прокладывать КАД-2 на базе существующей бетонки, об этом размышляют только в качестве альтернативы. Известная в основном рыбакам и дачникам А-120 слишком далеко от города, а значит, и объездной путь станет длиннее (на 125 километров предлагаемого в предпроекте) и дороже. Ведь придется строить больше развязок, путепроводов, мост через Неву окажется в более широком месте. И наличие дорожного полотна сэкономить не поможет.
Евгений Медрес, главный инженер компании-проектировщика: «Нам нужно строить шестиполосную дорогу. Но, на самом деле, ее нужно в три-четыре раза сделать шире и выпрямить. Мы считаем интенсивность движения порядка 50–60 тысяч автомобилей в сутки. Это на перспективу. То здесь, на бетонке, сегодня может быть 15–20 тысяч. И, конечно, транзиту будет невыгодно здесь двигаться. Они опять будут входить в город. По нашим расчетам, через 20 лет можно будет заниматься третьим „кольцом“».
Строительство нового «кольца» даст возможность отремонтировать подъездные дороги Ленобласти, находящиеся не в лучшем состоянии. В случае прохода по бетонке, их придется строить с нуля.
У противников существующих разработок свои доводы: трасса затронет интересы собственников земель. Проектировщики не исключают, что автомагистраль может несколько изменить свою конфигурацию, особенно в южной части. Но это станет понятно только при детальном проектировании.
Сергей Румянцев, заместитель председателя Комитета по дорожному хозяйству Администрации Ленинградской области: «Ленинградская область будет помогать оформлять земельные участки, при выкупе и передачи земли».
Если федеральные ведомства согласятся с аргументами разработчиков, признают проект приоритетным и включат его в федеральную целевую программу в 2012 году, к строительству можно будет приступить спустя полтора-два года. Авторы концепции считают, что начинать надо с наиболее загруженной стороны.
На первом этапе предлагают прокладывать трассу на участке Таллинское шоссе — «Кола». Это около 85 километров. Второй и завершающей стадией станут остальные отрезки с полной готовностью в 2020 году. Но это по оптимистичным прогнозам.