Комитет Государственной Думы по культуре собрал экспертно-консультационный совет, где чиновники, реставраторы, археологи обсуждали законопроект, предусматривающий изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Он рассматривается в Государственной Думе с марта прошлого года. Затягивать с принятием документа уже нельзя. Иначе ситуация с продажей земель русских усадеб, которая сложилась сегодня, постепенно коснётся и других культурных объектов. Член Общественной палаты, политолог Борис Якеменко отметил, что, если принятие закона отложится до нового созыва Государственной Думы, надеяться на его скорейшее принятие не придётся. А будущим поколениям не достанется и руин. Ведь по статистике каждый день в России разрушается один памятник культуры и архитектуры.
Председатель Комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлиев более оптимистичен. В законопроекте, по его словам, полностью учтены все предложения, которые внесли правовые управления Президента и Правительства, хотя ещё остались некоторые разногласия. Речь идёт о налоговых послаблениях тем, кто вкладывает деньги в реставрацию культурных объектов, а также изменениях в Градостроительном кодексе, которые разграничивают понятия «капитального ремонта» и «реконструкции памятников». Помимо этого, теперь необходимо будет проводить государственную историко-культурную экспертизу перед тем как начинать реставрационные работы, затрагивающие конструктивные элементы памятника истории культуры. Кроме того, государство, по новому законопроекту, освобождает реставрационные и археологические работы от НДС.
Важно, что в проекте закона чётко прописаны ограничения собственников и владельцев памятников истории и культуры и указаны требования к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия. Но главное достижение рабочей группы – чёткое определение земельных границ памятников истории и культуры. Это позволит сохранить земли российских музеев-заповедников, которые сегодня по-прежнему доказывают своё территориальное право на существование.
К СЛОВУ
Павел Пожигайло, председатель попечительского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
«Сейчас все поправки, которые предложили эксперты ВООПИиК, включены в итоговый законопроект. В частности, я говорю и об отмене саморегулирования в процессе реставрации, и о введении в проект закона термина «реконструкция».
Главное, на что направлен этот документ, – привлечь инвестиции в область охраны культурного и исторического наследия нашей страны и уточнить механизмы их охраны. Если памятники культуры ввести в коммерческий оборот, то появится большое количество собственников, которые будут заинтересованы в их реставрации, а также широкий круг потенциальных инвесторов.
Отдельно нужно сказать о публичном доступе к памятникам истории и культуры. Например, на сайте любого музея-заповедника вы найдёте правила посещения. Если вас что-то в них не устроило, вы можете написать жалобу в Министерство культуры. А раньше собственник устанавливал свои правила и потребовать их изменения было практически невозможно. Если объект не имеет особой ценности, то раз в полгода устраивать публичный доступ, может быть, и достаточно. А если объект представляет уникальную ценность, то публичный доступ должен быть всегда.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года сказано, что повышение темпов экономического роста приводит к повышению внутреннего человеческого капитала в социально-экономическом пространстве и ведущую роль в этом процессе играет культура. Думаю, что после парламентских выборов необходимо рассмотреть вопрос о разработке целевой федеральной программы по популяризации культурного наследия России».
Григорий Ивлиев, председатель Комитета Государственной Думы по культуре:
«Законопроект с масштабными поправками в Закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действительно очень большой и сложный. В нём прописано множество самых разных норм. Но все они направлены на одно – сохранить наше историко-культурное наследие и создать все условия для того, чтобы в этот процесс было вовлечено всё гражданское общество, чтобы в сохранении памятников истории и культуры были заинтересованы и частный бизнес, и государство.
Предлагаемые изменения должны обеспечить три главных условия: приспособление части культурных объектов к современному использованию, обязательное сохранение предметов охраны, а также самих памятников архитектуры. В разработанном нами законопроекте мы не меняем понятийный аппарат действующего Закона №73-ФЗ, но более детально прописываем все нюансы, которые сегодня существуют на практике. Прежде всего нам нужно было ужесточить требования к собственнику по сохранению, реставрации объекта культурного наследия. Поэтому, в том числе, и была введена норма, по которой сведения о памятнике вносятся в государственный кадастр недвижимости. Мы тщательно прописали механизм признания сделки ничтожной, если собственник не соблюдает наложенные на памятник обременения.
Работа над законопроектом продолжается. И она ведётся очень тщательно – мы стараемся учесть все замечания и предложения, которые поступают к нам в комитет. Я надеюсь, что в скором времени его всё-таки удастся принять не только во втором, но и в третьем чтении.