Контакты
Адрес:
Мишина ул., д. 56, стр. 2, Москва, 127083Тел./факс:
+7 (495) 662-47-19Электронный адрес:
info@mrsp.ru
Ссылки
Ростехнадзорул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1, г. Москва, 105066 +7 495 645-94-79 доб. 25-33 rostehnadzor@gosnadzor.ru
Минстрой Россииул. Садовая-самотечная, д. 10/23, стр. 1, г. Москва, 127994 тел.: +7 495 734-85-80 факс.: +7 495 734-85-90
Национальное Объединение Проектировщиков и Изыскателейул. Новый Арбат, дом 21, этаж 18, г. Москва, 119019 Тел.: +7 495 984-21-34 Факс: +7 495 984-21-33 info@nopriz.ru
Национальное Объединение Строителейул. Малая Грузинская, д. 3, г. Москва, 123242 Тел./факс: +7 495 987-31-50 info@nostroy.ru
Банку России предложили поделиться полномочиями со СРО
В преддверии расширения надзорных полномочий Банка России, после череды громких банкротств и крупнейшей санации в банковском секторе, давние оппоненты регулятора пытаются ограничить расширение его полномочий. Законопроект, направленный на межведомственное обсуждение депутатом Владиславом Резником, предполагает передачу ряда функций ЦБ саморегулируемым организациям (СРО), а также установление ими контроля над отдельными решениями регулятора.
В распоряжении "Ъ" оказался проект закона "О саморегулировании в банковской сфере", а также соответствующие поправки к законам "О центральном банке" и "О банках и банковской деятельности". Они были направлены главой комитета Госдумы по финансовым рынкам Владиславом Резником на межведомственное обсуждение в Минэкономразвития, Минфин и Банк России. Как следует из документов, господин Резник предлагает дополнить государственное регулирование банковского рынка со стороны Центрального банка еще и саморегулированием. При этом саморегулируемым организациям предлагается предоставить ряд полномочий по надзору за банками, сейчас возложенных на Банк России, а также снабдить их инструментами контроля за действиями самого ЦБ.
Законопроект предусматривает, что СРО вместе с Центральным банком будут контролировать соблюдение кредитными организациями банковского законодательства и подзаконных нормативных актов. За нарушения к банкам предлагается применять меры воздействия со стороны СРО в виде предписаний, штрафов, приостановления участия в СРО и исключения из нее. Представители СРО, по замыслу господина Резника, будут участвовать в качестве наблюдателей в проверках банков со стороны ЦБ и иных госорганов и получать информацию по результатам таких проверок (сейчас эти документы доступны лишь для служебного пользования). Законопроект также обязывает ЦБ прислушиваться к мнению СРО относительно ситуации в банках, причем еще до вынесения решений по актам проверок. Если регулятор обнаружит основания для отзыва лицензии у банка, то о начале процедуры отзыва у него лицензии должен поставить в известность СРО, в которую этот банк входит. При этом мнение СРО, согласно законопроекту, должно учитываться при вынесении комитетом банковского надзора ЦБ окончательного решения о том, отзывать лицензию у банка или нет.
Впрочем, судя по критериям организаций, которые по замыслу автора проекта могут претендовать на статус СРО, действующие банковские ассоциации вряд ли получат соответствующие полномочия. По единогласному мнению участников рынка, условия о необходимости иметь в качестве своих членов не менее 300 банков с совокупным размером капитала не менее 35% от капитала всей банковской системы предполагает создание отдельной СРО, которая, скорее всего, будет монополистом. Впрочем, даже если какая-либо из действующих банковских ассоциаций сможет соответствовать этим критериям, то недолго: членство в СРО (сопряженное с уплатой разовых и регулярных взносов) предлагается сделать обязательным, а платить дважды — не в интересах банков.
Неудивительно, что в такой ситуации представители двух крупнейших банковских ассоциаций — Ассоциации российских банков (АРБ) и Ассоциации региональных банков России (АСРОС) — достаточно сдержанны в оценке предложений господина Резника. "Законопроект требует изучения, обсуждения и, не исключено, что существенной корректировки",— заявил глава АСРОС Анатолий Аксаков. "До обсуждения я не хотел бы давать оценок этому проекту,— сообщил глава АРБ Гарегин Тосунян.— Идея саморегулирования на банковском рынке не нова, принципиально мы ее поддерживаем, но такие идеи должны не спускаться сверху, а исходить от участников рынка". Опрошенные "Ъ" участники рынка с этим согласны. "Инициатива кажется мне сомнительной и странной,— заявил председатель правления Юникредитбанка Михаил Алексеев.— В мировой банковской практике сочетания государственного и саморегулирования я не припомню". Председателя правления СДМ-банка Максима Солнцева также устраивает существующий за банками надзор со стороны ЦБ. "Если мы боремся за эффективность надзора, то еще вопрос, повысится ли она от введения второго надзирателя в лице СРО",— отмечает господин Солнцев. К тому же российский банковский рынок, которому всего 20 лет, к саморегулированию не готов: лучше делать более прозрачным и последовательным надзор со стороны ЦБ, считает он.
В ЦБ и Минфине не стали официально комментировать предложения Владислава Резника. По сведениям "Ъ", заключение ЦБ, скорее всего, будет отрицательным. Это неудивительно: спор с ЦБ о качестве банковского надзора и избытке полномочий у регулятора господин Резник ведет давно. Одним из наиболее ярких проявлений этой дискуссии стали парламентские слушания о банковском надзоре, которые были спровоцированы публикациями скандальных писем Алексея Френкеля после убийства в 2006 году первого зампреда Банка России Андрея Козлова. Тогда господин Резник даже высказывал идею о выводе надзора из ЦБ, предлагая оставить за ним лишь денежно-кредитную политику.
Примечательно, что законопроект был вынесен на обсуждение после громких банкротств целого ряда банков, увенчавшихся рекордными выплатами из фонда страхования вкладов и решения о санации Банка Москвы, которое обойдется государству в 295 млрд руб. И в этой связи у господина Резника есть сторонники. "Минэкономразвития является апологетом саморегулирования, поэтому идею внедрения таких институтов мы принципиально поддерживаем,— сообщил директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков.— В банковском секторе внедрение дополнительных инструментов, позволяющих дисциплинировать рынок, целесообразно вдвойне — ввиду ряда не очень хороших проявлений, наблюдающихся в этом сегменте в последнее время, в том числе и из-за сбоев в надзоре ЦБ". Господин Осколков не исключил, что проект может быть существенно переработан: "Саморегулирующим организациям можно было бы передать от ЦБ больше надзорных функций, чем записано в документе сейчас. Или ЦБ — доказать, что он способен исключить сбои".
Впрочем, сейчас говорить о перспективах прохождения этого законопроекта преждевременно, единогласны собеседники "Ъ". Не исключено, что документ будет использован для усиления переговорной позиции депутата при обсуждении вопроса о расширении полномочий ЦБ в Госдуме, запланированном на ближайшее время. Связаться с Владиславом Резником не удалось — он находится в отпуске.
источник